Почему Марокко?

Если коротко, то есть три ограничения для Оверленда: политическая ситуация, визы, Carnet de Passages, который невозможно получить в Украине. На восток не хотелось принципиально, Европой можно путешествовать в старости, а от Марокко для нас было таким стыком арабской, африканской и европейской культуры, к которому еще и не просто доехать. Поэтому мы выбрали за финальную точку дюны у Мерзуга в пустыне Сахара.

Маршрут путешествия:

Львов - Дро (Италия) - Ницца (Франция) - Барселона (Испания) - Табернас - Алхесирас - паром - Сеута - Касабланка (Марокко) - Эссуэйры - Мирлефт - Марракеш - Уарзазат - Мерзуга - Фес - Шевшауен - Барселона (Испания) - Ле тороны (Франция) - Cирмионе (Италия) - Блед (Словения) - Львов

17.09 – 12.10 2017р (26 дней)

Страны, где требуется карнет, желтым - рекомендовано, оранжевым - обязательно.

Хотя идея путешествия возникла еще в начале года, собирали мы все в последний момент. Месяц перед поездкой я купил Эдвенчер BMW R1200GS 2006г. Основными критериями были надежность, всеядна подвеска, комфорт для двух и кардан (не нужно каждый день смазывать и подтягивать цепь).

Перед поездкой сделано:


Совет первый: берите только те инструменты и запчасти, которые можно поменять самим.

Как упаковать весь скарб на двух практически на целый месяц в 100л объема? Возьмите за основу принцип легкоходства в туризме. Все должно быть максимально легкое, компактное и функциональное.

Совет второй: соберите заранее все вещи и сделайте пробную поездку на день. Она выявит большинство недостатков еще на этапе планирования. Например прожженную сумку от выхлопа.

Все гостиницы в Марокко бронировали заранее на booking.com, в том числе для марокканской визы. Назад искали отели уже в пути по принципу «больше рейтинг, даже если дальше ехать». За визой пришлось ездить два раза в Киев по предварительной записи, получили через неделю на месяц пребывания (хотя по последним слухам процедура несколько усложнилась). С логистикой было все плюс минус понятно - через всю Европу до Гибралтара, на паром и круг по Марокко. Был еще вариант парома из Генуи, который экономит около 2000 км дороги, но мы решили посмотреть Европу. Наступило время отъезда, и мы все еще не успевали (не пришло крепления на кофр вовремя). Поэтому на следующий день, чтобы не выбиться из графика, решили сразу ехать в Италию. В двух словах: выехали в 5й утра, Польша - холодно, Чехия - холодный дождь, Австрия, Германия - сплошные ливни, Италия - ночь.

Совет третий: купите в конце концов хороший мото-дождевик (Обычный промокает на скорости), он защитит вас не только от дождя, но и от ветра и холода.

Первый день, благодаря навигации MapsMe, мы повернули на ложный съезд автобана и еще 30 км петляли по размокших полях Чехии.

Совет четвертый: возьмите правильный навигатор, для нас идеалом стал HERE WeGo (бывший HereMaps).

Подробные офлайн-карты по странам и адекватный гайденс с полосами движения. За всю поездку нас ни разу не подвел (в конце я слушал только звуковые подсказки - есть больше времени реагировать на дорожную ситуацию).

Около 22:00 мы закатили в Италию. И все было бы хорошо, если бы я не перепутал два отеля с одинаковым названием Edem i не уехал в самое сердце Доломит под швейцарской границей. Север, заснеженный перевал и мы принимаем сложное решение вернуться 120 км назад серпантинам до нашего отеля. Закончилось все тем, что в 3:00 ночи мы все-таки достучались в рецепцию и нас услышали. 1627 км за день, Iron Butt по неволе.

Совет пятый: выделите хотя бы несколько минут в день для просмотра и планирования маршрута, они вам могут стоить сотен километров и часов потерянного времени.

После отдыха в Дро мы поехали западным берегом Гарди к автобану А4 и уже им во Францию. Можно выбрать платные дороги - быстро, скучно и дорого (по 15 евро с обеих сторон туннеля через Альпы, Италия еще 75, Франция 50). Или бесплатные - более живописно, но пробки, серпантины и, главное, ограничение скорости 50-90. Выбираете, что вам более подходит в данной ситуации.

Совет шестой: заранее наминяйте по 1-2 евро.

Самая большая проблема с оплатой дорог во Франции - Подъезжаем к шлагбауму, бросаем монету ... бросаем еще раз - на этот раз принимает, но предварительную не выдает. Или вообще не видит мотоцикл, работников в будках нет, операторы разговаривают только по-французски. Между тем сзади вырастает огромная очередь из машин, каждая из которых сигналит (нервные эти французы).

Покинув Лазурный Берег, мы покатили дальше на запад в Барселону. Там мы остановились на 3 дня в друзей, такие "дневки" нужно устраивать каждую неделю, организм устает от постоянной дороги. Затем был Табернас - сонный городок на краю пустыни. Рядом находится тематический парк Fort Bravo, где на фоне классических видов дикого запада ("badlands") снимались "макаронные" вестерны Серджо Леоне. Билет стоит 25 евро, в стоимость входит представление с перестрелкой. Рекомендую.

В Альхесирас мы прибыли значительно быстрее, при въезде в порт показали билет на паром. Билеты Algeciras - Ceuta вышли 180,00 € за 2 пассажиров + мотоцикл в две стороны, открытая дата возвращения. Хотя в билете есть время отправления, выбираете ближайший паром по прибытии (отправляются с 7:30 до 22:30 каждые 3 часа). Заехали прямо в трюм парома, час времени и мы в Африке. Преимуществом этого маршрута является то, что вы все еще в Испании (Сеута - испанский анклав, со всех сторон окруженное Марокко), паспортного контроля как такового нет.

На следующий день в 10 утра мы проехали пару улочек и оказались у границы с Марокко. Испанские номера проезжающих вообще без остановок, нас в последний момент свернули и проверили визы. Появился местный хелпер, который помог заполнить бумаги и желтую декларацию на въезд транспорта. За услуги забросил ему пару евро-монет и за 20 мин. мы уже были в Марокко.

Качество асфальта в Марокко на 5, платные дороги, но второстепенными можно увидеть местный колорит (например стадо верблюдов в городе). В исторических центрах (мединах) безумное дорожное движении, по приезде в Касабланку пришлось использовать все свои навыки по маневрировании в условиях хаоса. Топ место - набережная и мечеть Хасана II с самым высоким минаретом в мире.

Следующей точкой была Эссуэйра. Если вы хотите аутентичности и атмосферы, то вам сюда - множество старых Риад; мануфактуры, в которых делают все на свете, от чайников до ковров; крепостные стены; порт с синими рыболовецкими лодками, а еще целый город жирных котов, откормленных на атлантической рыбке.

К югу от Эссуэйры можно увидеть классическое зрелище - марокканские козы на аргановых деревьях. Маршрут Tamri - Agadir является одним из самых живописных, дорога ведет прямо по берегу океана. По дороге у меня начинает противно греметь пластина аккумулятора, мы останавливаемся на обочине и я стараюсь ее прикрутить. Оказывается, что болт - он под звездочку, и такой звездочки у меня нет. Через минут двадцать под зноем, размолов головку болта, я решил бросить бесполезную затею и упаковал вещи обратно. За Агадиром увидели маленькую мастерскую на дороге, зашли, но механика не было, зато его сосед вынес кресла и воду. Через некоторое время приехал механик с женой и маленькой дочерью. Нашел таки звездочку и закрутил пластину. Очень милый и добродушный прием.

Мирлефт - это тихий городок на берегу океана. Несколько пляжей, гроты, которые заливает водой во время прилива, пару кафешек и руины французского форта на горе. Остановились мы в гестхаусе Tifawin Home & amp; Garden с маленьким садом, библиотекой на первом этаже и уютными комнатами. Место нам настолько понравилось, что мы решили сделать временную базу на 3 дня. В последний день мы поехали к пляжам Legzira и еще немного дальше, пока не нашли крутой уступ с видом на арки и океан. 29°25'30.0"N 10°08'18.0"W – самая южная точка нашего путешествия.

Маршрут к Марракешу мы выбрали через горы. Tizi-n-Test pass даже попал в список dangerousroads за его головокружительные серпантины и шикарные виды, которые открываются с перевала на 2100м. Если вы любите пощекотать нервы высотой - однозначно рекомендую.

Совет седьмой: не превышайте скорость.

Хотя прямые дороги и хорошее покрытие побуждает иногда открутить ручку газа, в Марокко много полиции с радарами. Кроме того, безопасность движения на первом месте в путешествии - достаточно вспомнить, как передо мной на дорогу выбежал мальчик лет пяти и я затормозил только благодаря небольшой скорости (ограничение 60 в городах, 100 за пределами). Цена бензина в районе 1 евро / л.

Неприятно началось знакомство с городом Марракеш - ребята на скутерах взялись нас сопровождать в риады - как всегда, без нашего согласия, мы только спросили направление. На одной из улиц, когда я сказал, что не надо сопровождения, начали требовать кэш, закончилось все угрозами в нашу сторону ( "и меня здесь все знают на районе») и тем, что в конце мы послали друг друга. После этого очень долго искали нужную риаду, улицы без названий и номеров, координаты совсем не соответствуют действительности. Когда мы таки попали внутрь и нашли владельца, он отвел нас к стоянке. Местные загнули цену 50 dh, хотя актуальна 20-30. Владелец попался принципиальным и отказался платить, вместо этого повел нас в полицию. Полиция была на вокзале, и там, среди толпы людей, а в руках шлемы и кофры, мы засомневались, делаем все правильно. Но он как-то выловил офицера из очереди, объяснил ситуацию и мы таки получили цену 20 dh в день.

Совет восьмой: при путешествии на мотоцикле или авто выбирайте отель за пределами исторического центра или с собственной стоянкой. Не ведитесь на зазывал и хелперов, узнавайте маршрут заранее.

По дороге в Уарзазат был случай на дороге:

(стоит мерс на обочине и старший дядя ковыряется у поднятого капота, машет остановиться)

- Добрый день, нужна помощь?

- Так, поломался (далее идет игра слов). Вы можете отправить записку моему кузену?

- Можем. Куда?

- Все очень просто. Перед Уарзазат поворот налево, на Загору. Переезжаете мост, река слева, поворот налево (рисует схему с другой стороны листа).

- Проезжаете три перекрестка, у самой пальмы дом, там живет кузен. Второй этаж, снизу банк (пишет записку арабскими буквами).

- Хорошо, передадим.

...После нескольких км. приходит осознание всей абсурдности ситуации. Пару неправильных поворотов, и мы таки заезжаем в Уарзазат. С обеих сторон пальмы, останавливаемся у самой большой (ни адреса, ни имени не знаем). Рассматриваем дом, какой-то человек спрашивает, что мы ищем. Говорю, что ищу кузена Хасана, он поломался за 40 км. отсюда, показываю записку. Мужчина отвечает, что это его кузен. Приглашает нас на чай.

В Уарзазат мы поселились в отеле у киностудии Atlas Film Studio, в цену входит бесплатная экскурсия на площадки с декорациями, где снимали Мумию, Игру престолов и некоторые другие картины. Кроме того сгоняли в ксар Айт-Бен-Хадду (укрепленный город), но вход оказался платным, поэтому мы решили посмотреть издалека. По пути на нас напала стая собак, когда мы решили остановиться в пустыне (как оказалось, это была вовсе не пустыня, а чье-то пастбище). Пришлось поспешно покидать место дислокации.

Сахара только на 25% состоит из песчаных дюн, и в Марокко одним из двух таких мест является Мерзуга. Ночевали в берберском Nomad Bivouac в пустыне - чтобы добраться, нужно заплатить еще по 15 € за верблюда. Ночью начался дождь с грозой (как рассказывали местные, такое бывает 5-6 дней в году). Утром от дождя песок очень размок и верблюды буксовали на ровном месте. На помощь пришел Ленд Крузер 80, который без проблем довез нас до мотоцикла.

Маршрут от Мерзуги к Фесу является наиболее живописным за всю поездку. Вспоминается как последовательность (некоторые названия просто ассоциации): песчаные дюны - каменная пустыня - пальмовые рощи - каньоны - Ветряная долина - Кедровый перевал - Ирландские пустоши - Обезьяний лес - французский Ифран - Фес. Медина Фесу - это просто сплошной лабиринт улочек, где без навигации или посторонней помощи невозможно найти дорогу (не забывайте заряжать телефон).

В Шефшауэн с его небесно-голубыми домами чувствуется влияние Испании (испанский язык, меньше мусора, другая архитектура). В остальном же у Марокко вам будет большой плюс, если вы знаете хотя бы базовые фразы на французском. Утром следующего дня мы с 2:00 добрались до Сеуты и дальше очень метко сложились карты: мы объехали очередь на границе, летели как бешеные по городу, получили конвой в виде полицейского на скутере и в последние 2 минуты успели на паром в 9:00 .

После этого был долгий 1100 км переезд в Барселону, который показался одним из самых сложных за поездку.

Совет девятый: планируйте дневной пробег до 500 км - если собираетесь что-то смотреть по дороге, и до 800 км - если просто переезд.

А потом галопом домой: Le Thoronet, Франция - маленький городок в Провансе с каменным мостом и дубовыми аллеями на въезде; Sirmione, Италия - живописный город на берегу о. Гарда; Блед, Словения - известен своим озером, замком и каноническими видами аля Милка.

В Италии у нас произошла проблема, преждевременно умер аккумулятор и пришлось прикуривать в ближайшей мастерской, в Словении было то же самое утром - зарядив от машины хозяйки. Так продолжаться не могло, поэтому мы решили пропустить Будапешт и ехать напрямую в Украину. На остатках топлива мы таки дотянули до украинской границы.

Совет десятый: заправляйте полный бак и не доезжают на остатках - лучше переплатить, чем остаться без бензина где-то на окраине.

Так закончился наш первый Оверленд на 26 дней через 11 стран и 11’072 км.

Andriy Babets | Natalia Abramovska


Присоединяйтесь к Нам: